Многие эксперты называют Великобританию лучшим виноторговым рынком мира. Начиная со средних веков, страна была важнейшим потребителем вин, производившихся в Европе и других частях света. Англичане зачастую выступали и законодателями винной моды
Британский винный рынок имеет устойчивую и достаточно разветвленную структуру. В стране сохранилось несколько исторических компаний, старых семейных бизнесов, которые были основаны столетия назад. Одной из самых старых и знаменитых является фирма Berry Bros и Rudd (BBR), расположенная по адресу: 3 St. James’s Street, London.
Сама по себе улица St. James’s является уникальной. Это одна из основных достопримечательностей центральной части Лондона. По обеим ее сторонам на первых этажах окружающих домов разместились многочисленные офисы, магазины и лавки. Среди представителей винной торговли здесь расположились такие знаменитые компании как вышеуказанная Berry Brothers and Rudd и Justerini and Brooks, под номерами 3 и 61 соответственно. Рядом — многочисленные ателье портных и магазины самых знаменитых сигар. Наряду с винной составляющей, это еще и «пристань» для любителей гаванских сигар. Под номером 35 — фирма Davidoff, а под 19 — J.J. Fox, чуть далее — Dunhill. Вот как описывает эту улицу Хью Джонсон в одной из своих книг:
«Она плавно спускается прямо с Пиккадилли к сложенному из красного кирпича входу в St.James Palace. Рядом расположен парк с романтическим озером, через которое перекинут мост, с фонтанами и фламинго. Улица заполнена небольшими магазинами, которых особенно много у входа во дворец. У многих из них на фасаде изображены королевский геральдический герб, означающий, что они были или по-прежнему остаются официальными поставщиками королевского двора. Это сердце Англии, где ее монархи правили, а министры спорили и ссорились в течение пяти веков. Этот квартал Лондона на протяжении длительного времени определял судьбы и вкусы большей части мира. Порт, шерри (херес), шампанское и кларет были модными среди «денежных мешков» St.James Street. За ними шли коньяк, виски и немецкие вина. Традиционное винное мышление обывателя этой улицы: «Лучшее белое вино поставляется из Бургундии, лучшее красное — из Бордо».
Говорят, что существует подземный ход, соединяющий здание штаб-квартиры BBR с дворцом Сент-Джеймс и его как будто использовали особы королевских кровей, чтобы незаметно покинуть дворец. В самой компании заявляют, что ими был обнаружен под землей какой-то проход, но он чересчур мал, чтобы по нему мог двигаться человек.
Начало
В 1698 году небольшой особняк под номером 3 на этой улице приобрела вдова Bourne и открыла бакалейную лавку «Кофейная мельница». Вывеска с изображением кофемолки до сих пор красуется перед входом в фирму. Начало работы компании было связано не с вином, а с продажами чая, кофе, экзотических пряностей и провизии. Эти продукты в те времена ценились очень высоко как вкусовые и как «наркотические» напитки. Недавно кто-то подсчитал, что чашка чая тогда стоила примерно столько же, сколько сегодня бутылка вина, получившего высокий балл у Роберта Паркера. Позже фирма переключилась на вино и шотландское виски. Вино в то время отражало статус человека — если вы покупали его, то это было своеобразной демонстрацией того, что у вас достаточно денег, чтобы не покупать пиво. Кофе, чай и вино были еще необходимы и потому, что пить обычную воду в то время было нельзя — приходилось выбирать напиток, который бы мог утолить жажду и не быть опасным для здоровья.
Со второй половины XVIII века фирма становится официальным поставщиком королевского двора и продолжает им быть по сегодняшний день. Сейчас компания владеет королевским патентом на поставки алкоголя королеве и принцу Уэльскому (Принц Чарльз). Список клиентов компании, начиная с 1698 года, читается как каталог по политсоциальной истории Англии. С самого начала в магазине фирмы были установлены большие весы для взвешивания мешков с кофе, но их использовали для другого — проверяли вес постоянных клиентов компании. Любые изменения тщательно фиксировались и записывались для потомства, но никогда не раскрывались посторонним, пока был жив тот, кого взвешивали. До сих пор сохранились такие записи относительно знаменитого поэта Лорда Байрона, самого молодого премьер-министра Великобритании XVIII века Уильяма Питта Младшего и т.д.
С 1896 года фирма полностью переключилась на виноторговлю. Чуть позже стала выпускать вино под собственной маркой Berry Bros. & Rudd. Среди вин компании было даже Chateau Lafite с этикеткой фирмы. Покупатели были готовы доверить свой вкус надежному бренду, каким является Berry Bros. & Rudd, а их этикетки было проще понять, чем подобные на винах из Франции.
Поскольку компания официально поставляла алкоголь королевскому двору, то личный доктор одного из английских монархов, короля Эдварда VII, обратился к братьям Берри в 1903 году с просьбой создать напиток, который бы предохранял Его Величество от простуды во время пеших прогулок. Тогдашний владелец комрании, Генри Берри, смешал крепкий бренди и наливку на базе имбиря. Полученный напиток назвали «Имбирное бренди — Специальный ликер» и включили в список алкоголя, которым торговала фирма. В 1934, напиток переименовали в «Королевский имбирный ликер» и под этим именем он известен и сейчас. Но больше всего Berry Bros и Rudd прославилась другим своим изобретением.
Cutty Sark
23 марта 1923 года за обеденным столом собрались члены компании и обсуждали достоинства и недостатки отдельных марок виски. К тому времени фирма уже продавала свой собственный бренд этого напитка в Англии, но в очень небольших количествах. Зашел разговор о действовавшем тогда в США «сухом законе». Все быстро сошлись во мнении, что этот закон — явление временное и рано или поздно его отменят (что и произошло в 1933-ем году). А раз так, то надо искать новые смеси для создания напитка, который можно было бы с успехом экспортировать за границу и в те же США. Тогдашний глава фирмы, Френсис Бэрри, любил виски светлого натурального цвета, в отличие от тогдашней моды на темное, тяжелое и маслянистое шотландское виски. Именно он настоял на том, чтобы только самые лучшие виды классических сортов солода были отобраны для создания новой марки купажированного виски.
Встал вопрос о названии и этикетке. Как раз в то время в газетных заголовках мелькало имя знаменитого парусного клипера Cutty Sark, поскольку оно вернулось в Англию после многих лет плавания под португальским флагом. К тому же, что может быть более шотландским, чем имя, взятое из эпической поэмы Роберта Бернса «Tam O’Shanter»?
Носовая фигура клипера изображала ведьму и существует версия, что капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма» (Sea Witch), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. Немного подумав, в качестве названия выбрали прозвище юной танцующей ведьмы Нэн Короткая Рубашка (cutty sark — это короткая женская рубашка). Тогда же и создали от руки проект этикетки, на которой написали правильно слово «Scots», а не как принято сейчас «Scotch». Правда, цвет этикетки был предложен кремовый, но в типографии ошиблись и сделали ее ярко-желтой. Новый цвет пришелся по душе ее создателям и такое ее цветовое решение и оставили. В этом неизменном виде этикетка сохранилась и до наших дней. Ходили слухи, что виски Cutty Sark контрабандно начало доставляться в США еще во время действия «сухого закона» и популярность напитка так выросла, что после его отмены бренд стал одним из ведущих. Продажа вин в 60-70 годы была достаточно неприбыльным бизнесом, а Cutty Sark на то время считался самым продаваемым виски в Америке — 3,5 миллиона ящиков в год! Причем здесь вино? Именно виски позволил компании продолжить работать с винами.
Преемственность + Rudd
Семейство Rudd (Радд) присоединилось к династии Берри в начале 1920-х в лице Хью Радд, который свободно владел немецким и пришел в компанияю как раз вовремя, чтобы подобрать для нее лучшие вина великого немецкого урожая 1921 года. В тот год виноград содержал невероятно высокое содержание сахара и концентрированных экстрактов. У многих вин началась повторная ферментация уже после розлива их по бутылкам, а на вина класса Ausleses и Beerenausleses был огромный спрос в Англии. Это добавило к уже существующей репутации компании знатока тонких французских кларетов еще и звание специалиста в области немецких вин.
Как написала газета The Times, в фирме с одинаковым почтением и вниманием отнесутся и к обычному покупателю, заскочившему сюда, чтобы купить к обеду 1-2 бутылки вина, так и к миллионеру, решившему пополнить запасы своей дорогой коллекции. Примером того как фирма работает со своими клиентами, является известный случай, когда один, достаточно известный и знатный покупатель продукции фирмы со временем задолжал ей значительную сумму денег за приобретенное вино. Тогдашний владелец компании Генри Берри после долгих колебаний наконец решил, что пришло время предпринять какие-то шаги по погашению долга. Было составлено исключительно вежливое письмо и отправлено лорду. Тот не приминул быстро ответить. В своем послании уязвленный джентельмен сообщил, что он был крайне разачорован и расстроен его содержанием и единственным утешением в его ситуации будет дюжина бутылок отличного бренди из запасов мистера Берри. Это письмо прочли в компании с крайним удивлением, но указанный заказ был доставлен клиенту на следующий день. Обе стороны в данной ситуации повели себя нестандартно, но в результате, вскоре все финансовые недоразумения были утрясены. Это только лишний раз показывает стиль работы этой компании на протяжении всего ее существования.
Berry Bros. & Rudd похож на частный банк, предлагающий клиентам индивидуальный подход и наибольшее число «побочных» услуг, за которые они готовы платить деньги. Для частных клиентов BBR организует как традиционные дегустации с участием виноделов, так и аристократические развлечения типа речных прогулок по Темзе на исторических яхтах или стрельбы по глиняным голубям.
Компания продает алкоголь со всего мира, вина en primeur, предоставляет услуги по хранению вин. Она также реализует некоторое количество продукции под собственной этикеткой Berry’s Own Selection, имеет свои представительства в Ирландии и Гонконге. У компании имеются значительные финансовые возможности, когда речь идет о закупках вин хорошего или выдающегося года. BBR была первой виноторговой фирмой, открывшей винный магазин в интернете в 1994 году. Сайт компании в настоящее время является вторым коммерческим винным сайтом мира по числу посетителей. В штате фирмы работает семь Master of Wine (MW). И хотя в ассортименте вина со всего мира, главная ее специализация вот уже на протяжении долгого времени — Франция. У них самый широкий выбор бордоских кларетов, чем у кого-либо еще. В компании отмечают, что среди ее покупателей есть два типа: те, кто покупает вино, чтобы выпить его, и те, кто покупает ради инвестиций, потому что хотят заработать. Те, кто инвестирует, ориентируются на мнение Роберта Паркера. Те, кто приобретает вино, чтобы пить, больше прислушиваются к мнению экспертов BBR. Около 90% людей покупают вино именно ради этого.
В 1993 году компания открыла свой магазин Duty Free в лондонском аэропорте Хитроу. Через него проходят тысячи пассажиров в день и многие из них ничего ранее не слышали о компании. А сейчас у них появилась возможность познакомиться с ней и даже купить что-либо из предлагаемого ассортимента, который ничем не отличается от того, что продается в обычных магазинах компании.
Как уже подчеркивалось выше, сила компании — в преемственности ее семейных традиций и ценностей. В мире ничто не бывает вечным. На смену старым членам семьи в винный бизнес приходят представители следующего поколения. 25 февраля этого года в возрасте 94 лет умер Энтони Берри (Anthony Berry), которого называли «краеугольным камнем» компании. По этому случаю флаг над штаб-квартирой компании Berry Bros and Rudd был спущен наполовину. Сейчас компанию возглавляет его сын Саймон Берри, который занял этот пост в 1965 году. Энтони был у руля фирмы 20 лет, которые были отмечены, в первую очередь, ростом экспорта шотландского виски Cutty Sark, созданного его отцом. Уйдя с должности председателя в 1985, он продолжал принимать участие в работе компании вплоть до своего 90-летия. Его считают одним из последних «старомодных» винных торговцев. Во всем он придерживался старых, проверенных привычек, единственным исключением было то, что он перестал одевать на работу свою шляпу-котелок, поскольку в ней его стали очень часто фотографировать многочисленные туристы. Его вежливость, внимание к деталям, чувство юмора и глубокие знания в области вин — даже будучи председателем, он персонально писал каждому новому своему покупателю — и стало той основой BBR, которой сегодня эта компания гордится. Его сын, Саймон, вспоминал:
«Отец учил меня важности понимания как самих вин, так и людей, которые их делают и которые их пьют. И не надо никогда забывать, что вино должно в первую очередь нравиться». Помимо сына в компании продолжают работать внук, племянник и внучатый племянник Энтони.
Без рубрики . |