1540

Замок МариенбургБочка, в которой какое-то время находилось вино 1540 года до сих пор находится в подвале восстановленной РезиденцииПоследняя обнаруженная бутылка вина 1540 года принадлежала Генри Симону, отпрыску древней семьи из Визбадена

На начало 16-го века пришелся пик расцвета немецкого виноделия. Этому способствовала исключительно теплая погода,
установившаяся в то время, что сделало производство вина возможным и прибыльным в тех частях Германии, где в
дальнейшем это стало невозможным или невыгодным

 

Рейн и его притоки стали основными транспортными артериями Северной и Центральной Европы по которым сновали в обоих направлениях сотни барж, груженных бочками с вином. В северном направлении рейнские вина, так тогда назвали все немецкие вина, достигали Англии, где они считались предметом немыслимой роскоши.

В Германии потребляли до 120 литров вина на человека в год, а пациенты в госпиталях, как и врачи получали по 7 литров в день. Сейчас подушное потребление вина в «пивной» Германии даже близко не приближается к этим цифрам — около 20 литров вина в год. Самой большой винодельческой областью Германии была Франкония — около 40 тыс га виноградников.

В Германии существует поговорка: «100 солнечных дней создают хорошее вино, а 120 — делают великое вино». В 1540-ом году во Франконии таких дней было значительно больше и получившийся урожай был необыкновенным для белого вина Steinwein. Этот год был настолько жарким, а Рейн так обмелел, что его можно было легко перейти по дну, а вода стоила дороже вина. Теплая погода началась 1-го февраля, а урожай — 24 августа. Высохшие гроздья оставили на лозе. Позже, когда пошли дожди, виноградари начали снимать второй урожай, причем второе вино было даже лучше первого. Вино хранилось в подвалах резиденции принцев-архиепископов, а супервинтажи в то время хранились в супербочках. Одна из них, в которой какое-то время находилось вино 1540 года, имеет возраст более 200-от лет и до сих пор находится в подвале Резиденции. Эта бочка не очень большая, но доподлинно известно, что это всего лишь остатки. Содержимое бочек было разлито по бутылкам в конце 17-го столетия, как только стали доступны бутылки и пробки. Эти бутылки затем хранились в винном подвале короля Людвига II Баварского. В конце концов они были выставлены на аукцион и их приобрел лондонский виноторговец Ehrmann. Таким образом, история этого вина хорошо задокументирована. Не так уж много известно винтажей, которые появились за 24 года до рождения Шекспира и имеющих проверенную родословную. Об этом вине упоминает известный английский винный специалист Хью Джонсон в своих книгах «Story of Wine» и «A Life Uncorked». Вот что он пишет: «Боюсь, что вы мне не поверите, но на вопрос «Какое самое старое вино вы пили?» я отвечу — 1540-го года. Ему было тогда 421 год, когда я выпил последний стакан его смерти… На что оно было похоже? Старая мадера, но не такая кислая. Суть была не в том, каков был сортовой состав вина, а то, как чертовски здорово оно хваталось за жизнь. Вино вне всякого сомнения оно было живое и эта жизнь продолжалась дольше, чем может прожить любое живое существо на свете. Вероятно, это была самая старая выпитая бутылка вина и при этом оно не было испорченным. (Правда, в одной книге автор указывает на 1961-й, а в другой — на 1962-й годы, когда он пробовал это вино, но какое значение имеет один год, если вину более четырех веков? прим. ред.). Ничто не продемонстрировало для меня лучше тот факт, что вино — живой организм, и что эта коричневая, мадейроподобная жидкость все еще поддерживает активные принципы жизни, которые стали возможны в нем исключительно благодаря солнцу того далекого жаркого лета. Оно даже напомнило, хотя трудно сказать как, что оно немецкого происхождения. Это вино прожило четыре столетия, чтобы буквально в наших стаканах его убил кислород воздуха, из него вышел «дух» и оно превратилось в уксус».

По мнению Джонсона, вино соответствовало теперешнему классу немецких вин Бееренауслезе (Beerenauslese), то есть это были собранные вручную отдельные зрелые ягоды, из которых получается необыкновенно сладкое, насыщенное вино с медовыми нотками во вкусе.

В книге «Рекордов Гинесса» это вино упоминается, как самое старое из всех, чей винтаж точно известен.

Последняя обнаруженная бутылка вина 1540 года принадлежала Генри Симону, отпрыску древней семьи из Визбадена, которая в конце концов в 1996 году оказалась в «Госпитале Святого Духа». Старейшее вино мира уже много лет стоит нетронутым за пуленепробиваемым стеклом в нише стены винного подвала знаменитой больницы. Бутылка покрыта пылью и грязью, этикетка плохочитаема, но разглядеть можно: «Würzburger Stein 1540».

Без рубрики .