Москва-Гонконг

Large_spurrier1

Стивен Спурье ведет ежемесячную колонку в британском журнале Decanter. Последнюю, опубликованную в февральском номере, он посвятил двум винным мероприятиям, прошедшим в разных странах мира, чьи рынки притягивают к себе внимание производителей вина во всем мире – России и Китае

 

Московская дегустация

В конце октября 2011 года я оказался в Москве по приглашению Moscow International Wine Expo (MIWE). Здесь мне было предложено провести две «слепые» дегустации, одна из которых была посвящена только Шардоне, а вторая — смесям на базе Каберне Совиньона. MIWE — первая подобная выставка в Москве, которая преследовала три цели: создать профессиональную площадку для винной индустрии в России, показать, что вино является неотъемлемой частью мировой культуры и одновременно продвигать идею умеренного потребления высококачественных вин.

Современный винный рынок родился в России примерно 20 лет назад и на сегодня страна входит в первую десятку государств по объемам продаж вина на внутреннем рынке. В дешевом ценовом секторе потребители по-прежнему любят вина с высоким содержанием остаточного сахара, но постепенно, пусть и медленно, их предпочтения сдвигаются в сторону более сухих вин.

Если еще десятилетие назад более 80% вина поступало на российский рынок из бывших постсоветских республик, то к 2010 на их долю уже приходилось не более 20%. Элеонора Скоулз, российская винный автор и критик, которая была одним из шести членов моей дегустационной комиссии, сказала, что россияне пьют в основном европейские вина, которые они считают более утонченными и престижными.

«Им интересны Бордо и Тоскана. Поначалу, люди пили вина лучших производителей, чтобы в первую очередь показать этим свой социальный статус. Но этот этап уже позади. А вот вина Нового Света не особенно популярны среди продвинутых российских ценителей вина».

Возможно, она и права, но результаты двух «слепых» дегустаций, в которых приняло участие более 100 человек, показали несколько иную картину.

За несколько недель до этого мероприятия я выслал организаторам список  вин в ценовой категории £15 и более и попросил выбрать из него 10 Шардоне и 10 Каберне при равенстве представителей Старого и Нового света. Моя дегустационная комиссия состояла из шести судей, все из которых так или иначе связаны с виноторговлей. Полученные результаты жюри, а также мнение присутствующих гостей (цифры для них даны в скобках) оказались следующими:

Первые три Шардоне

1 место жюри (6 место у зрителей) — Concha y Toro, Amelia, Casablanca Valley, Chile 2008;

2 (2) — Shaw & Smith, M3, Adelaide Hills, Australia 2007;

3 (1) — Fontaine-Gagnard, Chassagne-Montrachet, Burgundy, France 2009.

 

Первые три Каберне

1 (3) — Petaluma, Coonawarra, Australia 2007;

2 (2) — Te Mata, Coleraine, Hawkes Bay, New Zealand 2007;

3 (1) Poggio al Tesoro, Sondraia, Bolgheri, Tuscany, Italy 2007.

Возможно, у русских проснулся вкус к винам Нового Света?

 

Wine Future Hong Kong

Неделю спустя я уже был в Азии, чтобы поучаствовать в конференции Wine Future Hong Kong 2011, организатором которой стал первый испанский Мастер Вина Панчо Кампо. Дискуссии проходили по 12 темам, охватившим практически все аспекты винного бизнеса. Моя дискуссионная тема была озаглавлена: «Взгляд в будущее — регионы, сорта и стили». Возглавлял эту группу британский винный автор Tim Atkin MW, а моими коллегами по обсуждению были критик Michel Bettane (Мишель Беттан) и консультант Michel Rolland (Мишель Роллан), оба французы, которые больше говорили о прошлом своей страны, чем о ее будущем. С нами вместе был и винодел Randall Grahm (Рэндалл Грэм) из Калифорнии, который изложил свою точку зрения относительно будущего средиземноморских сортов.

Я остановился на сортах верментино (на юге Франции его назвают rolle), который с моей точки зрения станет новым вионье, и каберне фран, который наконец вышел из тени своего брата совиньона. Ну и, конечно, я не мог пройти мимо последних успехов английских игристых вин.

Самыми интересными для меня были дискуссии об азиатском рынке, которую возглавляла Debra Meiburg MW, и об азиатских вкусах, которую модерировала Jeannie Cho Lee MW, пожалуй, лучший специалист в этом вопросе. Обе они являются жительницами Гонконга.

В Китае с 2005 по 2010 год ежегодный прирост импорта вина составляет 60%. В 2005 он равнялся 1,15 млн ящиков, в 2010 — 16,5 млн. В 2011 должно быть около 22-25 млн, в 2015 ожидается 50 млн, а к 2025 — 150 млн ящиков вина может быть импортировано в эту страну. Еще недавно в Китае доминировали spritzers (смесь вина с газировкой), питье «до дна» (аналогично русской традиции) и явная склонность к красным винам и только хорошо известных производителей. В настоящее время тенденции несколько поменялись: больше стало потребляться вина для получения удовольствия, как способ найти что-то новое и необычное, как неотъемлемый атрибут каких-либо праздников и торжеств.

По-прежнему в фаворе красное вино (пока явно доминирование Бордо) и мало поисков удачного сочетания местной кухни и импортных вин. На ближайшее будущее предсказывается прочное лидерство напитков из пино нуар и резкий рост интереса к белым винам. Yang Lu, один из лучших соммелье Китая, указал в своем выступлении, что местные потребители не очень приветствуют в винах чрезмерную кислотность и танинность. Лучше, если вина будут обладать небольшой сладостью. Он также подчеркнул, что на первом месте должно быть качество, а разнообразие винных стилей хорошо гармонирует с многообразием китайской нации. Очень важны также маркетинг, винное образование, терпение в работе с местными потребителями и уважение их вкусов.

«Магическая двадцатка Паркера»

В каждый из трех дней конференции Wine Future проводились отдельные дегустации: «Разнообразие и Страстность Испанских вин», проведенная Панчо Кампо MW, «За пределами Бордо» Дженсис Робинсон MW и «Магическая Двадцатка» — лучшие вина Бордо урожая 2009 без хозяйств Первой группы Роберта Паркера.

На последней присутствовало 1000 гостей, перед которыми в общей сложности стояло 20 тысяч винных бокалов, которые наполняли 30 сомелье со всего мира. В своем вступительном слове Паркер дал ответ на то, что, по его мнению, составляет великое вино. Оно должно удовлетворять одновременно гедонистические и интеллектуальные чувства человека; предлагать интенсивный и глубокий вкус, но без тяжести; быть способным удерживать интерес к нему, притягивая к себе снова и снова как магнит; улучшаться с возрастом и обладать исключительной «персональностью» — раз распознанное оно не может быть забыто. С этим я соглашаюсь полностью.

Из предложенных двадцати вин на меня наибольшее впечатление произвели напитки 2009 года от шато Montrose, Leoville-Barton, Figeac и Vieux Chateau Certan. Да и вся подборка в целом была впечатляющей. Это чувство еще более усиливалось присутствием на мероприятии представителей всех двадцати хозяйств. Хотя, мне хочется это подчеркнуть, я согласен не со всеми высокими оценками, которые Паркер выставил некоторым хозяйствам Бордо за урожай 2009.

 

Без рубрики .