Красная Шапочка

Large_rootkaapchen3

Давным-давно в Восточной Германии с игристым вином «Красная Шапочка» или, по-немецки, «Rotkäppchen», была связана одна из немногих счастливых историй. Начинается она, если проводить параллель с известной сказкой Шарля Перро, примерно так: «Жила Красная Шапочка спокойно и счастливо в ГДР, а вот за хорошо охраняемой границей рыскал страшный серый Волк в лице производителей игристых вин Западной Германии…»

 

С 1949 и аж по 1989 годы (40 лет!) Rotkäppchen sekt с его отличительным знаком — красной фольгой, закрывавшей пробку — был единственным брендом игристого вина, доступным в Германской Демократической Республике (ГДР). Производилось оно на предприятии Kloss and Förster Sekt Haus, основанном в 1856 году в городе Фрейбург (Freyburg). После Второй мировой войны коммунистическое правительство ГДР превратило его в Volkseigener Betrieb (VEB) или «народное предприятие». Монополия этого производителя означала, что объемы продаж оставались примерно неизменными на протяжении 40 лет, достигнув своего пика (15,3 млн бутылок) в 1987 году. Через два года рухнула Берлинская стена и граждане бывшей ГДР, впервые получившие возможность свободно покупать западные бренды, поменяли свои вкусы буквально за одну ночь.

Крушение социализма сильно ударило по производителю Rotkäppchen, например полностью развалилась неэффективная система розничной продажи этого вина. Так в 1991 году было продано всего 1,9 млн бутылок «Красной Шапочки».

В 1993 группа рабочих бывшего народного предприятия решила остановить «нашествие» игристых вин с западной части страны. С помощью немецкого магната Harald Eckes-Chantré они выкупили акции предприятия и начали позиционировать свое вино как немецкий продукт, не упоминая, что оно родом с Востока. Многочисленная реклама убеждала западных бюргеров попробовать это вино, и они «клюнули» на низкую цену и довольно неплохое качество для этой стоимости.

В своем ценовом диапазоне у этого вина практически не было конкурентов. При этом у покупателей даже не возникало подозрений, что вино по-прежнему производится в Восточной Германии, а фирма управляется восточными немцами. Да, они слышали, что когда-то «Красную Шапочку» производили в ГДР, но были уверены, что это предприятие уже давно перешло в собственность кого-то из западных немцев, как это произошло со многими подобными производителями после объединения Германии. Например, знаменитая в СССР своей косметической продукцией компания Florena стала принадлежать западногерманскому гиганту Beiersdorf, не менее знаменитый в Советском Союзе производитель стирального порошка Spee «достался» другому монстру Западной Германии — Henkel.

Несомненно «Красной Шапочке» помогло еще и то, что многие жители бывшей ГДР потихоньку стали возвращаться к знакомому с детства винному бренду, тем более, что качество его заметно улучшилось.

Надо отметить, что Rotkäppchen никогда не раскрывал точного состава своего традиционного sekt, но как обмолвился представитель производителя, «компоненты конечного вина принципиально не поменялись с коммунистических времен».

«Цель бренда была и остается быть хорошо узнаваемым и любимым. Я не могу в деталях рассказать об используемых сортах, но могу заявить, что виноград поступает из основных европейских классических винодельческих регионов», — говорит он.

В 2002 году объемы продаж бренда Rotkäppchen достигли уже 49 млн бутылок, более чем в три раза перекрыв лучшие показатели времен Вальтера Ульбрихта и Эрика Хоннекера. В том же году компания купила знаменитый западный бренд Mumm у фирмы Seagram. Затем последовали другие серьезные приобретения в западной части Германии.

Фирма расширила и свой ассортимент, начав производить, помимо игристого вина еще тихое и крепкий алкоголь, а также получила доступ к дистрибьютерской сети на западе страны. Было изменено и старое название — теперь официально компания называется Rotkäppchen-Mumm Sektkellereien (Rotkäppchen-Mumm Sparkling Wine Cellar).

Как в знаменитой сказке Красная Шапочка воскресла после того, как волку распороли живот, так и бренд Rotkäppchen испытал второе рождение. Счастливый конец пока еще не дописан. В 2010 объемы продаж компании составили 224,9 млн бутылок, из которых 162,5 приходится на sekt. С такими объемами Rotkäppchen-Mumm Sektkellereien стала вторым в мире производителем игристых вин, уступая только испанскому Freixenet. Правда, как заявил президент компании, Gunter Heise, который начал работать на Rotkäppchen еще в 1973 году, «проблем еще много, особенно на зарубежных рынках». В первую очередь из-за того, что германские белые вина по-прежнему воспринимаются в мире только как сладкие, простые и дешевые. Репутация немецкого sekt «страдает от этого стереотипа». Однако, если принять во внимание, что Германия сегодня занимает первое место в мире по потреблению игристых вин (примерно четверть мирового производства), еще есть достаточно новых потенциальных потребителей внутри самой страны. Сегодня бренд Rotkäppchen рекламируется как «традиционный sekt с характерной для игристого вина элегантностью и сухим букетом». О том, что он производится в бывшей Восточной Германии по-прежнему нет ни слова. Пока это дурная репутация.

 

Без рубрики .