Известный винный экономист и публицист Майк Весет считает, что несмотря на качественные белые вина, производимые в стране, в целом немецкое вино воспринимается совершенно иначе и сама Германия является довольно неоднозначной страной в том, что касается вина
Может показаться, что немецкие винолюбы и виноделы предпочитают высококачественные вина, ну хотя бы из соображений высоких жизненных стандартов в этой стране. Возможно цепочка умозаключений приведет вас к тому, что немцы любят белые вина из-за популярности их Рислинга, а также к тому, что эта страна крупный экспортер вина, поскольку немецкую продукцию можно найти на винных полках многих стран мира. Дело в том, что все эти стереотипы ложные.
Германия производит много вина — около 3,5% от его мирового объема, в основном белого из-за того, что в силу природных условий красным сортам винограда здесь трудно достичь оптимальной зрелости. Но немцы при этом выпивают намного больше вина, чем сами производят — почти 9% мирового потребления, и при этом предпочитаеют красные вина белым! И хотя Германия довольно крупный мировой экспортер качественных белых вин, ее наибольшее влияние на «мировую винную реку» проявляется как импортера красных вин. Германский винный импорт сопоставим с британским и является мощной силой в формировании глобального рынка. Однако немецкие «винные реки» мало напоминают британские.
Наиболее интересная особенность немецкого рынка это не как много вина потребляют немцы, а какого. Большая часть — очень простые напитки, источником которых являются едва ли не самые дешевые производители в самой Германии, в Европе и остальном мире. Если экспорт страны это в основном качественные вина, то импорт — массовое балк-производство. Цены на прилавках местных магазинов начинаются от €0,79 за литр в тетра-паках и €1,19 за литр уже бутилированного вина (например, французские vin de pays). Цены низкие и они не растут, а даже, порой, снижаются.
Как Германия стала страной «One Buck Chuck»
В материале «Two Buck Chuck» мы рассказывали о том, что среди англоговорящих любителей вина словосочетание «Two Buck Chuck» стало синонимом очень дешевого, но достаточно питкого вина. Линейку вин под таким брендом выпускает калифорнийский производитель Bronco Wine Company по цене за стандартную бутылку в $1,99.
История о том, как Германия, земля богатых и обеспеченных людей, стала крупным потребителем дешевого вина сама по себе интересна. Немецкое вино на протяжении своей истории испытывало периоды взлета и падений. Еще недавно оно едва не достигло своего дна, сейчас — опять на подъеме.
Виноградные лозы росли на местных холмах с незапамятных времен. Императору Пробу (Probus (232-282), время правления 276-282 н.э.) приписывают идею начала организованного виноделия в Германии. Возможно, что уже другой император, Шарлемань (Charlemagne, 742-814 н.э.) заслуживает большего уважения в этом смысле. Он настоял на повсеместной посадке лоз (предложение) и дал толчок распространению христианской религии и церквей в этих же местах (спрос). Преобладающим немецким вином в Средние века было красное, представляющее с точки зрения церкви кровь Христа, хотя белые больше подходили под местный климат. Многие современные немецкие виноградники первоначально были монастырскими.
Значение вина в истории Германии росло и падало вместе с социальными условиями в стране. Растущее население требовало больше еды, включая вино, в котором сохранялись питательные вещества и калории из винограда, которые в другом бы случае пропали. Войны были плохим периодом для виноделия, как, впрочем, и для людей. Крутые склоны лучших местных виноградников требовали много ручного труда. Работники часто бросали свои участки, найдя менее трудозатратные способы заработать на жизнь, но возвращались потом к своим лозам вновь и вновь. Порой казалась сама Природа противилась виноделию в Германии. Пик развития винной индустрии пришелся на XV век, и именно тогда наступил «Маленький Ледниковый Период» (Little Ice Age), который сдвинул границы виноделия далеко на юг.
Борьба между количеством и качеством шла с переменным успехом. Производители качественных вин начали предпринимать попытки создания географических зон (аналог сегодняшних апелясьонов) еще в 1830-х годах. Они пытались разрабатывать правила, определяющие урожайность и винодельческие практики. Многие из мистических аспектов сегодняшних винных этикеток немецких вин уходят корнями в те первые попытки определить и сохранить качественный продукт. Например, такие понятия, как Qualitätswein mit Prädikat или просто неподъемное для тех, кто не владеет немецким — Trockenbeerenauslese.
Расширение винной торговли стало причиной другого влияния на качество вина. Протекционистская политика таких земель, как Bavaria, Württemberg и Prussia защищала местные низкокачественные вина от конкуренции со стороны лучшего продукта, произведенного в других местах. Когда в 1834 году эти земли вошли в Custom Union (некий аналог Таможенного Союза), тарифные барьеры пали и качественные вина к радости потребителей быстро вытеснили посредственные. Правда этот «золотой» век виноторговли продолжался недолго.
По дороге в пропасть
Тяжелые экономические условия во времена Великой Депрессии в 1930-х заставляли немецких виноделов искать за границей рынки сбыта для избытка своей продукции. При этом их интересовали те сегменты рынка, где бы пользовалось спросом дешевое балк-вино. Сложные немецкие названия вин мешали их продвижению в странах, где на этом языке не говорили. Чтобы лучше понимать эти вина, начали придумывать простые и понятные названия брендов для вин низкого качества, сладковатых на вкус, которые пользовались хорошим спросом среди не слишком продвинутой в смысле вина публики. Так родились такие мультирегиональные бренды как Liebfraumilch и Blue Nun (умеренной крепости сладковатая белая смесь), или Black Tower (вино, продаваемое в цилиндрических черных керамических бутылках). Эти вина нашли довольно широкую нишу на рынке среди молодежи, которая не очень задумывалась о таких характеристиках вина, как аромат, вкус и другие нюансы, и стали хитами, что, как вы понимаете, совсем не способствовало росту качества немецких вин.
Дальнейшее падение продолжилось и после Второй мировой войны. Площади виноградников росли многократно вместе с урожайностью, а экспорт Liebfraumilch в концу 1970-х составлял уже 2/3 немецких винных поставок за границу. А где же качественные германские белые вина с крутых каменистых склонов, смотрящих на реки Mosel или Nahe? Они существуют, конечно, но их плохо видно под огромной волной дешевого, сладкого вина, которая формирует местное потребление и воприятие немецкого вина за границей.
Это можно назвать «проклятием Blue Nun», ведь до сих пор немецкое вино ассоциируется у многих с высокими и тонкими бутылками голубого цвета, с изображением на этикетке монахини в бело-голубом одеянии. Подобные бренды определили место Германии на «мировой винной полке» в ее самом нижнем сегменте. И это лицо сегодняшнего немецкого вина за границей.
История Blue Nun
Blue Nun — это, пожалуй, первый винный бренд массового рынка вина, своеобразное начало истории винной глобализации. Истоки этого вина уходят в 1857 год, когда некто Hermann Sichel начал свой бизнес в немецком Майнце. Времена были нелегкими. Полный хаос, как в политическом, так и в экономическом смысле. По-настоящему об этом вине услышали лишь 64 года спустя, в 1921-ом, который считается одним из лучших винтажей в ХХ веке. Компания Sichel начала подыскивать, куда можно было бы экспортировать свое вино. Остановились на Британии и придумали знаменитую этикетку. Поговаривают, что первоначально предполагалось изобразить монахиню в стандартной коричневой рясе, но в типографии ошиблись и сделали ее голубой. Так это и осталось. В Англии это вино начало пользоваться большим спросом и хорошо продаваться. Объемы еще больше выросли после Второй мировой войны, достигнув 3,5 млн проданных бутылок в Британии в 1970-х. А вот в 1980-х эта цифра упала до 800 тыс. Спрос продолжал падать и дальше и вскоре на смену белым винам пришли более модные красные сразу после объявления об открытии феномена «Французского парадокса». Эта модная волна сначала захлестнула Америку, а потом перекинулась и на Европу. В определенной степени потребители просто пресытились простым сладковатым белым вином, им хотелось чего-то более изысканного, утонченного, тем более что растущие доходы позволяли. А вот немецкая винодельческая индустрия в большинстве своем так и не смогла отойти от стереотипа этой категории вин. И самое главное, что этот образ Liebfraumilch, Blue Nun или Black Tower по-прежнему ассоциируется с массовой винодельческой продукцией Германии, не давая ей покинуть это «дно» потребительского восприятия.
Но времена постепенно меняются. Black Tower перешел в чуть более высокую качественную категорию, став одним из ведущих немецких топ-брендов. Sichel продал бренд Blue Nun другому немецкому производителю, который тоже поднял качество этого вина, и оно опять хорошо продается в Британии. Сейчас это по-прежнему немецкий бренд, но часто совсем не немецкое вино. Много различных вин со всего мира сейчас импортируется балком в Германию, где бутилируется и продается под этикеткой Blue Nun. Это Мерло и Каберне Совиньон из Лангедока, калифорнийский Зинфандель, австралийский Шираз, Шардоне из Чили и Rosé из Испании. Сегодня Blue Nun — это уже Qualitätswein. Однако подпорченную репутацию так быстро не восстановишь, не лучшее наследство Blue Nun все еще дает о себе знать.
Материалы по теме:
Two Buck Chuck
Без рубрики . |