Греческая драма

Современный греческий Бахус

В винной терминологии cловом «терпкость» часто описывают вкус молодых вин, которые поначалу производят неприятное впечатление, но при этом обладают отличным потенциалом к длительному хранению и улучшению своих характеристик с возрастом.Экономическую ситуацию в Греции можно описать винным термином «терпкая»…

 

Греческая винная индустрия является неотъемлемой частью всей экономики страны, поэтому и она сейчас в тяжелом положении, несмотря на тот исторический факт, что вино в этих краях производится уже на протяжении, по крайней мере, 3500 лет. В Греции вино считается одним из пяти ключевых элементов. Четыре другие — это вода, соль, оливковое масло и крупы. Исторически вино в стране напрямую связано с греческой культурой и религией и является одним из основных продуктов в греческих семьях.

Единственный греческий Master of Wine (MW) Konstantinos Lazarakis указывает на то, что продажи вина в стране во время кризиса упали на треть, а ведь традиционно 90% греческих вин продавалось на внутреннем рынке.

Markus Stolz, немецкий консультант по винному экспорту, который со своей семьей постоянно проживает в Афинах, говорит о хаосе в местной торговле: «Винодельни вот уже много месяцев отчаянно пытаются получить деньги за свои вина от дистрибьютеров. Проблема нехватки денег выявилась еще год назад. Сейчас правительство страны направляет свои усилия на увеличение налогов и сокращение расходных бюджетов, что, объединившись с кризисом ликвидности, особенно больно бьет по грекам. Розничные цены падают, и спрос все больше смещается в сторону балка. Вино порой продается дешевле его себестоимости».

По мнению Лазаракиса, все больше появляется вина с «неизвестных виноградников», то есть произведенного в домашних условиях. Такие виноделы на «заднем дворе» культивируют небольшие участки виноградников в сельской местности часто при местных кооперативах и производят вина без «опознавательных знаков». Эти вина часто хранятся в бетонных или стальных емкостях и продаются потребителям в больших многоразовых пластиковых канистрах на 30-40 л. Такое вино, как правило, стоит не более $2 за литр и пользуется большим спросом у неимущего по большей части населения страны. Это один из примеров paraoikonomia — греческой теневой экономики.

«Если же говорить о законных производителях, то их можно разделить на две группы», — продолжает Штольц: «Одни стараются производить как можно более дешевые вина, на которые есть спрос. Другие ищут решения своих проблем в экспорте продукции. Однако в стране много небольших семейных виноделен, у которых просто нет достаточных знаний и опыта в продажах своих вин за пределами страны».

В прошлом более половины продукции, которая шла на экспорт, проходила через руки трех крупнейших производителей в стране: Tsantali, Boutari и Greek Wine Cellars (бывшая Kourtaki). До нынешнего долгового кризиса многие в винодельческой индустрии страны просто не сталкивались с экспортным бизнесом. «В целом одна из главных проблем экспорта состоит в том, что греки по-настоящему не экспортировали свою продукцию. Очень часто они просто поставляли свои вина фирмам-импортерам, которые распределяли их между греческими общинами за границей. Например, только в США греческая диаспора составляет примерно три миллиона человек», — напоминает Штольц.

Kostis Dalamaras — винодел хозяйства Dalamaras Winery, Naousa, которое управляется этой семьей вот уже шесть поколений. К его счастью он экспортирует свои вина уже последние 10 лет. Dalamaras видит проблему экспорта греческих вин в «старой ментальности», в сложной приспосабливаемости местных производителей к новым условиям и современному прогрессу. «Средний возраст греческих виноделов сегодня достаточно высокий. Они, как правило, не имеют прямого контакта с рынком в отличие от молодого поколения. Многие не говорят по-английски, не имеют доступа к интернету, у них нет обратной связи с потребителями», — говорит он.

В 2000-м году перед National Interprofessional Organization of Vine and Wine (EDOAO) была поставлена задача по продвижению вин Греции за рубежом. Десять лет EDOAO с переменным успехом занималось этим, но в апреле 2011 года она объявила, что не может разрешить свои споры относительно государственных ссуд. Формально EDOAO существует, но былой эффективности от работы уже нет. Из последних ее достижений — рост экспорта греческого вина в Норвегию, где продажи всего алкогля принадлежат государству и где продолжают поддерживать греческих виноделов даже в условиях долгового кризиса. Несколько вырос спрос на греческие вина в США и на азиатских рынках.

Традиционно крупнейшим экспортным рынком для греческих вин была Германия. Но здесь возникли свои политико-экономические проблемы. В той денежной поддержке, которую ЕС оказывает Греции, большая часть денег принадлежит законопослушным немецким налогоплательщикам. Один из немецких виноторговцев как-то недоуменно спросил: «Как я могу сегодня продавать греческие вина немцам, если в определенной степени их производители остаются на плаву только благодаря деньгам тех же немцев?»

Как и многие другие винопроизводящие страны, Греция связывает определенные надежды с китайским рынком. Так крупный кооператив в районе греческой Македонии, VAENI-Naoussa, недавно подписал контракт на экспорт в Китай 300 контейнеров красного вина в год на период в десять лет. Гордостью этого кооператива являются полновкусовые красные вина сочного цвета, сделанные из местных сортов xynomavro и agiorgitiko. Их нелегко культивировать, но в лучших своих проявлениях они могут посоперничать с Бордо и Бароло. Вина из своих местных сортов — это то, чем Греция может удивить и привлечь ценителей вина и помочь винной индустрии страны выйти из кризиса.

«Мы можем делать то, чего больше нигде в мире не найти», — говорит Даламарас, который даже придумал свой собственный слоган: «Пришло время Xinomavro».

Слоган, надо сказать, неоднозначный. И каким смыслом он может быть наполнен, позитивным или негативным, сильно зависит не столько от греческих виноделов, сколько от состояния греческой экономики в целом.

 

Без рубрики .