Примерно в 9 утра королевские доки в Лондоне начинают оживать. Кажется, что утренняя дымка рассеивается по мере того, как кэбы, надземка и автобусы выплевывают все большее число пассажиров, которые ручейками стекаются в главную галерею, а дальше полнолюдной рекой направляются к воротам выставки
Промоутеры Vins de France на входе раздают горячие круассаны и пластиковые усы-мерзавчики, которые мгновенно исчезают во ртах и карманах людей, которые не останавливаются и продолжают свое монотонное движение. Река впадает в море стендов London International Wine Fair 2012 (LIWF).
К половине десятого солнце уже сияет во всей красе, а на голубом небе чернеют скелеты портовых кранов, как бы напоминая о многовековом владычестве Британии на различных морях и океанах. Местные жители всегда испытывали жажду лучших вин со всех концов света, а потому британская столица, несмотря на бурный азиатский рост, по-прежнему остается центром торговли. В том числе и винной. Лондон спокойно пережил интерес к Америке, спокойно, как всегда с легкой ироничной улыбочкой переживает и интерес к Азии. Все равно, по мнению организаторов выставки, в британскую столицу каждый год будут стекаться производители со всего мира, чтобы показать себя британцам и смиренно выслушать их знаменитую критику. Паркер не в счет.
В Лондон стремятся, даже осознавая, что присутствие на рынке Туманного Альбиона порой не только не приносит прибыль, но и обходится довольно дорого. Такое порождение этого рынка как LIWF, в этом смысле, несомненно vanity fair или ярмарка тщеславия. Присутствовать на британском рынке — весомый аргумент на деловых переговорах. Если не верите, спросите в «Абрау-Дюрсо», зачем им понадобился лондонский офис и сколько они продают вина на рынке Соединенного Королевства…
После 10 часов река экспонентов сменяется рекой посетителей. Она менее многолюдная и более неторопливая. Круассанов им уже не достанется, но они рады и усам — вне всякого сомнения французский винный маркетинг соберет обильный урожай фейсбучных фотографий под названием «Мои французские усы». Русское присутствие ощущается непосредственно на входе, где после прохождения процедуры регистрации выдается официальный каталог выставки, заднюю обложку которого украшает реклама компании «Лудинг».
Посетители недоумевают, что это за компания, и чем она занимается, пока взгляд не останавливается на надписи, гласящей, что компания «Лудинг» является «лидирующим русским импортером и дистрибьютером тонких вин и крепкого алкоголя со всего мира» и представлена на таком-то стенде. Зачем Лудингу понадобилась столь массированная атака на Лондон (чуть позже выясняется, что компания использовала для своей рекламы еще и сити-формат на окружающей территории) для меня осталось тайной.
Как и на любой другой крупной выставке, здесь поначалу довольно трудно сориентироваться, понять где и что, и некоторое время приходится тратить на освоение пространства. Русский стенд оказывается расположен примерно посередине, держа практически круговую оборону. На единственной глухой стене — карта русских винных регионов и производителей с черным прямоугольником неработающей плазмы посередине.
На трех остальных по периметру расположились производители вина: «Мысхако», «Абрау-Дюрсо», «Фанагория», «Виноградники Гай-Кодзора», «Винодельня Ведерниковъ», «Цимлянские вина», «Кубань-Вино», МКШВ, «Кубанские вина», «Южная винная компания» и «Русский Азов». В чреве русского стенда обустроена переговорная зона, надежно защищенная от любопытных взглядов плотными рядами бутылок с вином и личностями их подопечных. Я не оговорился — здесь все относится к вину.
Выявить какого-то явного лидера среди представленных российских производителей, пользующегося особым внимание посетителей, мне за два дня пребывания на выставке не удалось. Примерно в равной степени в зависимости от времени суток были загружены все, а вновь прибывшим на стенд нередко приходилось помахивать над головой бокалом, чтобы привлечь к себе внимание людей, ответственных за розлив.
Негативные реакции? Может и были, но явных признаков неудовольствия я не заметил. Казалось, посетителями руководил, прежде всего, интерес, желание узнать, что за русское вино такое и можно ли его пить вообще. В рамках этого интереса, пожалуй, особой популярностью пользовались вина из автохтонных сортов, в чем проекту «Винодельня Ведерниковъ» по количеству представленных автохтонов не было равных.
«Красностоп Золотовский и Сибирьковый без дуба нравятся больше других», — делится своими наблюдениями Валерий Тройчук, один из владельцев Ведерников. Мнение профессиональных дегустаторов порой не совпадает с мнением публики: именно Красностоп в дубе (Krasnostop Zolotovskiy Aged In Oak Barriques 2010) взял серебро на IWC. Лично мне «дубовые версии» также приглянулись больше, благодаря своей элегантности. Вина без дуба более яркие, пронзительные.
У «Виноградников Гай-Кодзора» отмечают Пино Нуар и Мускат. Прославленный Русан несколько отстает. Эдуард и Виталий, совладельцы проекта, сменяют друг друга на посту и говорят, что в долгие часы за стойкой помогают коротать отзывы публики. Неподалеку винодел Роман Неборский из «Мысхако» увлеченно что-то рассказывает о своих винах. Игорь Губин, генеральный директор «Цимлянских вин», иногда сам встает за стойку, а за Бориса Титова отдуваются ребята из лондонского офиса.
Рядом с русским стендом расположен стенд региона Божоле, который в последнее время активно занялся своим продвижением. Прохаживает обладатель роскошных и, хочется верить, натуральных усов Бернар Жорж, директор по экспорту Georges Duboeuf, которого, по-моему, давно пора сделать лицом региона — весьма колоритный персонаж. Соседи, естественно, ходят друг к другу в гости и обмениваются впечатлениями.
«Я не ожидал, что в России делают вина, тем более вина такого уровня», — признается Thierry Canard из Chateau de Blaceret-Roy и ведет пробовать свои Brouilly и Fleurie.
Справедливости ради надо отметить, что жители Британии хотя и крайне консервативны, но охочи до всяких диковинных штук. Русское вино, несомненно, одна из них, и дело тут даже не столько в качестве, сколько в экзотике. Прижилось же в местных ресторанах вино, произведенное на атолле Рангироа (см. материал «Коралловое вино»). Россия с ее «медведевыми на Красной площади», «Путиным и олигархами» и прочими прелестями пока таковой точно является.
«Олигарх, олигарх, к нам на стенд олигарх пришел», — возбужденно зашептали внутри стенда. Мне в то время было не до олигархов, поскольку писал материал, так что подробности пришлось выяснять позже. Оказывается, заходил Чичваркин.
В следующий проход Евгения мимо стенда удалось поймать его на пару слов и уговорить сделать несколько снимков на фоне Russian Wines. Евгений идею с винным бизнесом и организацией компании Hedonism Wines не забросил и рассказал, что среди прочих планирует поставлять в Лондон и русское вино. Какие именно производители его интересуют он сказать не пожелал, зато объяснил, что оценивает вино по неоспоримому принципу «нравится/не нравится».
Вторая большая волна посетителей пришла на стенд после мастер-класса «New Look at Russian Wines», который провел Владимир Цапелик. Несколько неожиданным оказался интерес, проявленный к этому мероприятию. Свободных мест не было вообще, а количество желающих, по словам организаторов, превысило вместимость зала.
Как всегда прекрасны были итальянцы и южноафриканцы, на стенде которых я встретил недавно побывавшего в Москве Йохана Крихе (Johan Krige). Комнатой Барби выглядел стенд Прованса, изобилующий розовыми образцами. Приехали показать себя и бразильские виноделы, но качество их вин пока оставляет желать лучшего, хотя порой встречаются любопытные образцы.
Хочется отметить и ливанских виноделов, и хорватов и португальцев и самых разнообразных французов и многих других, простое перечисление которых займет не одну строчку и быстро наскучит. Естественно, помимо вина было и много околовинных экспозиций. Сверкал и переливался стенд Riedel и Spiegelau, работники которого бесстрашно орудовали «скрученными в бараний рог» декантерами, пытаясь убедить зачарованных любителей вина, что этого-то атрибута им и не хватало. Встретилась мне и новинка в мире пробок для игристого Viiva, о которой мы рассказывали в материале «Сабли в сторону!».
На стенде Vino-Lok (см. материал «Стеклянная пробка») было представлено довольно много вин, уже укупоренных стеклянными пробками но, по словам одного из работников, дела идут не так хорошо, как хотелось бы. Все-таки технология дорогостоящая и предназначена для премиальных вин, производители которых пока не желают отказываться от пробки. Развитие есть, но очень медленное.
Из безумных идей — самые разнообразные бумажные костюмы-украшения для бутылок с вином. Для самых разнообразных случаев, праздников, поводов и просто так.
Еще до поездки, кто-то из русских импортеров бросил, что LIWF — выставка местячковая, тихая и спокойная. Многие ругают ее за то, что она сугубо британская и если ты не нацелен на британский рынок, то ехать сюда не следует. Наверное, отчасти это правда. Здесь мало случайных праздношатающихся людей — это рабочая выставка, нацеленная решать строго определенные задачи на британском рынке.
В этом году, несмотря на огромное количество посетителей, она все равно не кипела, не бурлила и не пестрила разноязычными производителями и посетителями так, как та же дюссельдорфская ProWein. Но, так или иначе, пока Британия остается центром мировой виноторговли, на LIWF будут приезжать со всего мира, даже несмотря на то, что продать контейнер вина в Америке или Азии сейчас гораздо прибыльнее, чем на помешанном на скидках и акциях рынке Соединенного Королевства. Зачем же сюда едут? Британия, напомню, одна из старейших ярмарок тщеславия.
Материалы по теме:
Сабли в сторону!
Стеклянная пробка
Коралловое вино
Без рубрики . |