Владельцы аукционных домов и крупных виноторговых компаний радостно потирают руки. Их можно понять – 2010 год принес огромные прибыли, часто рекордные за все время их существования
Если жить сегодняшним днем, то, казалось бы, что может быть лучше? Но наиболее дальновидные стараются просчитать не только плюсы, но и минусы от винного бума прошедшего года.
Рост доходов винных дилеров и аукционного бизнеса в первую очередь был вызван небывалым и резким всплеском цен на лучшие французские вина на азиатском рынке, и в первую очередь в Китае. Но многие предостерегают, что возможно просто надувается новый «пузырь», только теперь винный. В данный момент он приносит огромные прибыли. А в перспективе, если этот пузырь лопнет? Печальный опыт подобной ситуации сейчас знаком многим. Схожее развитие событий в других областях привело к нынешнему мировому экономическому кризису. Конечно, нельзя сравнивать объемы виноторговли и продаж недвижимости. Даже если «винный пузырь» и лопнет, на мировую экономику это, скорее всего, не окажет заметного воздействия, а вот для отдельных владельцев вин, виноторговых компаний и коллекционеров — это может обернуться сильным ударом и значительными потерями. Вполне естественно, что они встревожены.
«Поначалу азиатский покупатель вин был потребителем, то есть он приобретал вино, чтобы его выпить», — говорит Девид Элсвуд, руководитель международного винного департамента аукционного дома Christie’s. «Однако, в течение прошлого года мы стали наблюдать появление китайских спекулянтов. Бывали аукционы, когда два или три их участника из Азии скупали до 80% лучших лотов. Причем часто купленные вина продолжают храниться у нас для перепродажи на последующих аукционах.
Особенно надулся «пузырь» Chateau Lafite. Даже если он вдруг не лопнет, то рост цен на это вино должен замедлиться, когда покупатели поймут, что они могут купить похожее вино, например Chateau Latour, за цену в половину меньше. Спрос азиатских покупателей сконцентрирован не более чем на 20 престижных этикетках бордоских вин. Местный рынок движим брендами. Если местным покупателям не удается приобрести Lafite, то они не переключаться на покупку, например, Chateau Lynch Bages вместо него. Они быстрее потратят деньги на часы Rolex или автомобиль Ferrari, чем не менее известные бренды».
По мнению Элсвуда, в течение 200 лет винный рынок был понятным и практически не изменялся. Сегодня из-за небольшого количества очень богатых покупателей он потерял свою стабильность и предсказуемость. На азиатских аукционах может случиться все что угодно, цена может достичь нереального уровня, который абсолютно не соответствует сложившемуся соотношению между спросом и предложением. Это зверь, которого невозможно приручить. Если раньше основным покупателем вин на аукционах была хорошо известная, сложившаяся группа людей, то сейчас каждый день появляются новые покупатели из Китая, поведение которых на аукционах и их привычки никому не известны. Это вносит элемент непредсказуемости.
«Резко возросшие цены соблазняют превращать вино в активы, которые могут приносить приличные доходы и все меньше его потреблять», — считает Элсвуд. «Покупателям становится все сложнее делать выбор в сторону потребления вина. Если ящик вина два года назад был куплен за $3 тыс, а сейчас этот же ящик стоит уже $20 тыс, то его обладатель дважды подумает, открывать бутылку или продать ее. Слишком велик соблазн заработать».
Материалы по теме:
Время продавать
Успехи негоциантов
Без рубрики . |