Музыкальные торги

Large_music1

Аукционный дом Sotheby’s откроет сезон 2011 года торгами в Гонконге, которые пройдут 22 и 23 января. На продажу будет выставлена коллекция вин известного британского композитора Эндрю Ллойд Уэббера. О намерении продать свою коллекцию чуть ранее заявил и певец Крис де Бург

 

На предстоящем аукционе будут выставлены десятки ящиков вин, пользующихся сейчас небывалым спросом у коллекционеров. Например, 21 ящик Chateau Mouton Rothschild 2005, 10 ящиков Chateau Lafite 2005, а также Margaux, Domaine de la Romanee Conti и многие другие. Старые вина Уэббера хранятся в английском доме XVI века Sydmonton Court, более молодые — в специальном хранилище в Лондоне и доме на юге Франции. Всего подготовлено 748 лотов, которые предварительно оценены в $4 млн. Впрочем, на предыдущих гонконгских аукционах финальные суммы в разы превосходили первоначальные оценки и не исключено, что и на этих торгах будет поставлен очередной рекорд. Тем более, что акцион пройдет незадолго до встречи Нового года по лунному календарю, а китайцы любят преподносить подарки накануне праздника.

Причин для продажи вин у Эндрю несколько. Он один из самых богатых людей в Британии, состояние которого сложилось из авторских гонораров, которые он получает со всего мира за постановки своих мюзиклов. Однако в последнее время дела его идут неважно, и он нуждается в средствах. Появились сообщения, что Эндрю продает четыре из своих лондонских театров, для того, чтобы расчитаться с долгами. В прошлом году он перенес операцию, но возникли осложнения и его дела пошли не так удачно, как ранее.

В то же время азиатский рынок сейчас так раздул цены на лучшие вина Бордо, что продавать запасы стало экономически выгодно. Кто знает, как долго продлится эта «винная лихорадка»? В этом смысле Эндрю не единственный и на аукционах появляется все больше редких и дорогих вин. От этого в первую очередь выигрывают аукционные дома, продажи которых бьют все рекорды (см. материал «Успешные торги»), ну и конечно, владельцы этих вин, получающие значительные суммы.

Во второй день будущих торгов будут выставлены вина компании Bordeaux Winebank, принадлежащей Henning Thoresen, о котором мы писали в материале «Предъявите паспорт!».Эти вина имеют идеальный провенанс и будут поставлены прямо из подвалов производителей — то, что в первую очередь любят азиатские покупатели.

Аукцион 1997 года

Здесь стоит напомнить, что любовь к вину у Эндрю началась в достаточно раннем возрасте, еще когда он посещал школу. «Мои дядя и тетя жили в то время в Лондоне. Тетя прекрасно готовила и имела небольшую винную коллекцию, среди бутылок которой было несколько урожая 1961 года. Я попробовал некоторые из них, вино мне понравилось, и я тоже решил собирать вина. Они были тогда дешевыми. Это позже цены на них взлетели до неведомых высот». Доходы от постановки его произведений позволяли Эндрю тратить на вино значительные средства.

Первый аукцион винной коллекции Уэббера состоялся 13 лет назад в 1997 году в Лондоне и был проведен тем же аукционным домом Sotheby’s. Он принес владельцу вин порядка $6,1 миллиона долларов — было продано 18 тысяч бутылок вина из его собрания. Тогда был поставлен аукционный рекорд по продаже столь значительной коллекции вин, принадлежащей одному человеку. Список действительно впечатляет: 37 ящиков Cheval-Blanc 1982, 30 ящиков Haut-Brion 1982, 24 ящика Margaux 1982, 10 ящиков Latour 1982. Обратите внимание, что счет идет не на бутылки, а на ящики, в каждом из которых по 12 стандартных бутылок, и это один из самых лучших урожаев Бордо. А были еще и подлинные раритеты: два магнума Domaine de la Romanee Conti 1945, 12 магнумов Petrus 1947, 10 бутылок Lafite 1945, шесть бутылок Margaux 1900 (см. материал «1900. Château Margaux»).

Каталог Sotheby’s, посвященный тому аукциону, кричал:

«Коллекция Andrew Lloyd Webber будет жить в подвалах и бокалах тех, кто приобретет эти экстраординарные вина… Если бы Бахус имел свой винный подвал — он был бы именно таким!»

По словам самого Уэббера, он не поддерживает тех, кто покупает вино в качестве инвестиций.

«Я никогда не делал этого. Я приобретал вина, поскольку я страстно желал обладать лучшими из них. Позже я понял, что у меня слишком много вина и мне его все просто не выпить даже за пять жизней. Я хочу поделиться некоторой частью с миром через аукционную продажу».

Бывший обозреватель журнала Wine Spectator Джеймс Саклинг подверг сомнению слова композитора. Он указал на то, что незадолго до аукциона 1997 года Эндрю купил 200 ящиков (2400 бутылок!) вина Cheval-Blanc престижного урожая 1982 года.

«Никто не покупает восемь бочек одного вина для собственного потребления. Не стоит всех принимать за наивных людей. Большинство вин, проданных на данном аукционе, было куплено в течение предшествующих аукциону трех лет. Это не тот случай, когда человек собирает вино 20 лет, а потом решает его продать. Кроме того, основная часть вин никогда не касалась пола винного подвала. Она хранилась In bond на специальном складе в Лондоне и официально не прошла таможню, чтобы можно было не платить ввозные пошлины. Делается это обычно для того, чтобы позже вывести это вино с территории Великобритании для продажи в других странах. Те, кто покупает вина для потребления, не пользуются подобным способом хранения. Да, Эндрю хорошо разбирается в винах, но в большей степени он инвестор, а уже потом потребитель вина», — заключает Саклинг.

Надо отдать должное Уэбберу, что помимо музыкального дарования у него хорошо развита и комерческая «жилка», чутье предпринимателя. Это позволяет ему получать солидный доход от многих начинаний, которыми он занимался вне мира искусства. А их немало: он известен тем, что тратит очень крупные суммы на покупку произведений искусства, которые потом перепродает с большой выгодой для себя. Его третья жена пристрастила его к дорогому хобби — скаковым лошадям. У него большие конюшни в Ирландии, которые обходятся ему достаточно дорого, но иногда его лошади побеждают на самых известных скачках и призовые суммы покрывают с избытком все расходы по разведению лошадей. Он очень удачно вкладывает деньги в недвижимость. У него огромный дом Sydmonton Court в Хемпшире. За него в 1978 он заплатил £150000, а сейчас он стоит порядка £3 млн.

У него также городской дом в Лондоне за £7 млн по соседству с баронессой Маргарет Тетчер и пентхаус в башне Дональда Трампа в Нью-Йорке с видом на Центральный парк. Он купил его в 1987 за £4 млн, а сейчас он оценивается в £15 млн.

Еще одна важная особенность распродажи 1997 года, что с нее изменился аукционный мир вина, появилось понятие «премия за известность». До этого покупать вина на аукционах было выгодно из соображений, что они получались дешевле, чем на полках магазинов. Аукционное вино было товаром секонд хенд, им уже кто-то владел, и оно возможно не очень хорошо хранилось, подвергалось механическому воздействию во время транспортировки и т.д. Все это снижало цену лотов. Однако на аукционе Эндрю Ллойда цены были значительно выше магазинных. Это происходило потому, что все восклицали, что этим вином владел сам Уэббер. Ажиотаж подогревался еще и тем, что композитор персонально присутствовал на аукционе, раздавая автографы.

Этим, например, тогда воспользовался Barrie Larvin, сомелье группы отелей в Лас-Вегасе. Он купил на аукционе большую партию вин с тем, чтобы потом какой-нибудь богатый клиент, сидя в ресторане казино и открыв винное меню, мог бы увидеть напечатанный крупными буквами текст: «Вино из коллекции Lloyd Webber. Вы можете одновременно смотреть его шоу и пить его вина!».

«Мы продадим потом даже пустые деревянные ящики от вин, даже пустые бутылки! Имя Webber будет действовать магически!», — объяснял Barrie.

Предваряя аукцион 13-летней давности глава винного департамента дома Sotheby’s Серена Сатклифф сказала:

«Эндрю не собирается откладывать штопор в сторону, а планирует приобретать новые вина, сфокусировавшись на лучших образцах Нового Света. Он останется преданным энофилом». Насколько она была тогда права покажет предстоящий в скором времени гонконгский аукцион.

Примерно в это же время еще один британский представитель мира музыки популярный певец Крис де Бург (Chris de Burgh) заявил, что планирует продать часть своей винной коллекции, поскольку не может выпить те «священные» вина, которые хранятся у него в подвале.

Крис, исполнитель знаменитого хита Lady in Red, достаточно последовательный винный коллекционер, в собрании которого можно найти вина Lafite 1945, Latour 1961, Mouton 1982, Cheval Blanc 1978, La Mission Haut Brion 1961 и многие другие. У него полное собрание урожаев Мутона, начиная с 1945 года, многие из которых в магнумах.

Сейчас Крис, который постоянно подчеркивает, что приобретал вина только для потребления, а не инвестирования, решил что пришло время продать многие «жемчужины» из своей коллекции, такие как Лафит и Латур. «Я покупал их не для того, чтобы продавать, но мне придется это сделать», — сказал певец.

А причину он назвал следующую:

«Я чувствую, что открывать ящики с бутылками будет кощунством. Лафит до сих пор проложен той же самой соломой, в которую его уложили в шато. Это приводит меня в душевный трепет. Я готов преклонить колено перед ящиком с этим вином. Когда я приглашаю друзей в мой погреб выбрать что-нибудь к обеду, даже продвинутые любители вина отказываются касаться Лафита. Открыть ящих chateau Lafite 1945, это все равно, что взять портрет Моны Лизы и выбросить его в туалет. Я надеюсь, что благодаря аукциону мои вина попадут в хороший дом для себя, где кто-то влюбится в них. Мне уже довелось попробовать вина этих урожаев и мое любопытство было удовлетворено. Если я их продам, то вырученные деньги смогу использовать на пополнение своей винной коллекции». Видимо пополнить свою коллекцию Крис хочет такими винами, которые не будут вызывать в нем душевного трепета, мешающего ему откупоривать бутылки?

За свою 40-летнюю певческую карьеру Крис выпустил 50 млн альбомов и вроде бы не должен нуждаться в деньгах. «У меня все впорядке», — подтверждает он. Что на самом деле двигает певцом в его поступках? Продать вина только потому, что испытываешь трепет и волнение при одной мысли, что эти бутылки можно открыть и выпить? Но если не ты, то это сделают другие. Почему одни вина можно открывать и пить, а другие нет? Ведь в конечном итоге винодел создает их для потребления. А то, что из какого-то вина сделали культ – это издержки человеческого к нему отношения. Впрочем не стоит исключать того, что в данном конкретном случае это делается из финансовых соображений, но сказать это в открытую Крис де Бург не хочет.

 


Материалы по теме:

Успешные торги

Предъявите паспорт!

1900. Château Margaux

 

Без рубрики .