В конце прошлой недели в самом винном аукционном городе мира на сегодняшний день, Гонконге, проводились крупные торги. В первый день на продажу было выставлено 284 лота, из которых 190 пришлись на вина хозяйства Château Lafite-Rothschild
Все лоты были проданы азиатским покупателям. Общая сумма выручки составила $8,440 млн, из которых за вина Лафита было уплачено $8,056 млн. Предаукционная оценка по самым оптимистическим прогнозам составляла сумму $2,5 млн. Чем вызваны столь невероятно высокие цифры? Давайте разбираться по порядку.
Легенда Лафита
Дженсис Робинсон, посетив Китай еще в марте 2008 года, обратила внимание на то, сколь популярными являются в этой стране вина Château Lafite-Rothschild. По ее наблюдениям название «Лафит» вызывает какой-то ажиотажный интерес в этой стране. Даже второе вино хозяйства, Carruades de Lafite, продается по более высокой цене, чем супервино из Второй группы Chateau Cos d’Estournel. И даже обычное (генерик) бордоское вино Légende, которое выпускают владельцы Лафита, также ценится и продается по высоким ценам только потому, что на этикетке присутствует магическое слово «Lafite». Дженсис, естественно, задалась вопросом, почему одно хозяйство Первой группы так возвышается над остальными участниками на рынке этой страны? Вот что она пишет по этому поводу на своем сайте:
«Тех, кого я спрашивала непосредственно в Китае, не давали мне достаточно внятных объяснений, а только гипотезы. Пожалуй, разумную причину этого феномена я услышала от Cho Lee, первой азиатки, которая прошла сложные экзамены и стала Мастером Вина (см. материал «Учет традиций»). По ее мнению популярность этого вина объясняется легкостью произношения его названия на одном из китайских языков — Mandarin — в отличие от имен других хозяйств Первой группы. Но поскольку для нее самой этот язык не является родным (она кореянка по происхождению), ее объяснения не были для меня абсолютно незыблемыми и верными на 100%.
По мнению одного виноторговца, работающего на китайском рынке много лет, популярность Лафита состоит в том, что китайцы исторически ценят порядок, гармонию и красоту в простом. Возможно поэтому для них оказалась очень удобной и понятной Классификация вин Бордо 1855 года, принципы составления которой легко объяснимы. Известно, что изначально Лафит был не только отнесен к Первой группе, но в ней поставлен на первое место. Это вино Первое из Первых… Уж точно первенство Лафита на китайском рынке не объяснишь особым вкусом этого вина: он очень сухой, почти терпкий. Такой вкус особенно труден для винных новичков и часто это пытка пить Лафит с большей частью китайских блюд. Это в равной степени относится как к кисло-сладким или пряным блюдам, готовящимся в различных китайских провинциях, так и к деликатесным блюдам с ярко выраженными вкусовыми характеристиками, такими как трюфеля или foie gras, подаваемые в первоклассных отелях или «звездных» ресторанах, где питаются и пьют Лафит китайские миллионеры».
Лафит-Ротшильд очень внимательно относится к особенностям китайского рынка, который значительно отличается от европейского или американского. У шато есть хорошо разработанный сайт на китайском языке. Так что, делает вывод Робинсон, если вы хотите завоевать новый рынок, окажитесь там первыми, имейте легко произносимое для местного населения имя и не забудьте о создании соответствующего сайта в сети.
Позже Дженсис предоставила возможность высказаться на своем сайте по данной теме George Zhao, который давно пишет о «винном» в Китае. По его мнению поначалу разрыв между продажами и потреблением вин Château Lafite-Rothschild и другими хозяйствами Первой группы был невелик. До начала 1980-х импортные вина поставлялись в Китай в виде партий товаров, где были представлены самые разные производители, поскольку ввозные пошлины на вино были очень высокими и никто заранее не знал, какие вина будут продаваться лучше из всей партии. В начале 2003 несколько урожаев Lafite-Rothschild из-за небольшого объема поставок были быстро распроданы.
Это достаточно обычный феномен в нормально функционирующей экономике: чем более редкий продукт, тем на него больший спрос. Те, кто был вовлечен во всю цепочку дистрибьюторской системы распространения вина в стране, даже если некоторые из них совсем и не разбирались в нем, четко уяснили, что пришло время делать хорошие деньги на спекуляциях с вином. Поэтому нет ничего удивительного, что в это время резко возросли цены на Лафит. Они перестали отражать его реальную ценность. Вина этого хозяйства стали восприниматься как инструмент в большой спекулятивной игре по извлечению максимальной прибыли. Если возникает нехватка премиального вина в стране, где винные знания и вкусы хорошо развиты — как например, в большинстве винопроизводящих стран или Японии — это не воспринимается столь серьезно. Нехватка Лафита была бы просто замещена другими винами подобного статуса и качества. Но в Китае в эту игру включились все звенья цепочки от французских негоциантов до импортеров, оптовиков и тех людей, которые торгуют вином в магазинах, ресторанах и отелях Китая. Пока есть группа покупателей, готовых платить за эти вина сумасшедшие деньги, они будут продавать их по запредельным ценам.
В Китае те, кто может платить высокие цены за Лафит, условно делятся на два сорта покупателей. Первые — это официальные лица, чьи траты субсидируются государством или бюджетами корпораций. Второй сорт потребителей составляют новые китайские миллионеры, которые как правило мало разбираются в вине. Они покупают или открывают бутылку Лафита вовсе не потому что любят это вино, а чтобы показать окружающим свои возможности и уровень своего богатства.
«Скорее всего, все происходящее здесь никак не связано с легкостью произношения на китайском языке слова «лафит» и это выдуманное объяснение», — такое мнение высказывает George Zhao.
Особенности китайского рынка
Местный рынок вина продолжает управляться факторами, абсолютно необычными для европейцев. Пить часто приходиться поневоле, поскольку этого требуют местные бизнес-традиции при заключении различных договоров и сделок. Причем в этих случаях вино сервируется таким образом, чтобы угощаемый знал, насколько оно дорогое, а значит, насколько он ценен для другой стороны. Для китайцев покупка вина в ресторанах или в качестве подарка — вопрос статуса и «лица» покупателя.
Или другой пример. Несколько дней назад сообщалось, что после того, как на бутылках Chateau Lafite Rothschild урожая 2008 года был изображен китайский иероглиф, обозначающий цифру «8», цены на это вино за день выросли на 20%. (см. материал «Lafite по-китайски»). Всего же за последние 18 месяцев стоимость вин этого урожая подскочила на 500%! Какие еще инвестиции способны принести такую прибыль за столь короткий срок. В связи с этим некоторые специалисты высказывают опасения, что надувается очередной «пузырь», подобный тем, какие спровоцировали мировой кризис — спекулятивных цен на акции, цен на нефть, кредиты на жилье и т.д. Даже золото сейчас отстает по доходности от вин Lafite Rothschild. А не живем ли мы в королевстве «кривых зеркал»? Правда китайский винный рынок — это еще не весь мир, но тенденция на лицо.
Столь сильная любовь к Лафиту не могла пройти мимо всякого рода фальсификаторов вина, которых в Китае немало. Пример тому винные наклейки, когда подпольщики очень старались точно скопировать этикету шато, но подвел «сущий пустячок» — промахнулись с названием, перепутали порядок слов: Lafite — Chateau. Кстати, Лафит уже представлен в Китае в варианте bag-in-box (см. материал «Lafit-Chateau»).
Гонконгские торги. День первый
Как бы там ни было, но последние торги Sotheby’s в этом городе стали «бенефисом» Лафита! Китайцы показали, что за вина этого хозяйства они готовы выкладывать невероятно высокие суммы.
На аукционе был установлен один из «выдающихся» рекордов: проданы самые дорогие бутылки вина за всю историю аукционного бизнеса. Три бутылки Lafite урожая 1869 года (их возраст на сегодня составляет 141 год) ушли по цене каждой в $233972 доллара США, что в 36 раз выше первоначальных оценок*. Как замечает Робинсон, это просто какая-то мелочь для отдельных современных китайских миллиардеров. Надо отметить, что Джеймс, представитель французской ветви семейства Ротшильдов, купил хозяйство Лафит в 1868 году. Возможно это не просто совпадение, что все выставленные на нынешние торги вина, в том числе и «рекордные», были последующих годов.
Стоит упомянуть следующие выдающиеся результаты торгов:
Империал (6 л) Château Lafite-Rothschild урожая 1982 ушел по цене $148182
За иеровам (5 л) 1959 года некто уплатил $171579
Бутылка обычного размера урожая 1929 — $34316
Первый день торгов в пятницу 29 октября принес просто удивительные результаты. В нижеприведенной таблице указана разница, между аукционными ценами на вина пяти урожаев и сегодняшними ценами на винных торговых площадках мира по данным компании Liv-ex. Для этих пяти урожаев эта разница оказалась наибольшей. Поражает цена 2009 года. Ведь это вино находится еще в бочках и будет поставлено покупателям не ранее, чем через 1,5 года!
Количество бутылок: ящик — 12 шт |
Год |
Заплачено в первый день аукциона в US$ |
Цена на торговых площадках мира в US$ |
Разница в US$ |
Разница в % |
12 х 750 мл |
2009 |
68783 |
17465 |
51318 |
294 |
12 х 750 мл |
2007 |
28139 |
9490 |
18649 |
197 |
12 х 750 мл |
2004 |
31265 |
10685 |
20580 |
193 |
12 х 750 мл |
2003 |
50024 |
17864 |
32160 |
180 |
12 х 750 мл |
2006 |
28139 |
11006 |
17133 |
156 |
День второй
Но на этом сюрпризы последнего аукциона не закончились. Во второй день торгов, начавшихся менее чем через 12 часов после закрытия торгов первого дня, были представлены практически те же винтажи Lafite Rothschild. Цены упали значительно.
В нижеприведенной таблице сравниваются суммы, уплаченные за одинаковые вина в течение этих двух дней. Здесь даны четыре урожая, для которых разница в ценах наибольшая и урожай 1990 года. Урожай 1990 года, единственный, цены на который во второй день превзошли торги первого аукционного дня, причем сразу на 55%.
Количество бутылок: ящик — 12 шт |
Год |
Заплачено в первый день аукциона в US$ |
Заплачено во второй день аукциона в US$ |
Разница в US$ |
Разница в % |
12 х 750 мл |
2006 |
28139 |
14069 |
-14070 |
-50 |
12 х 750 мл |
2003 |
50024 |
28139 |
-21885 |
-44 |
12 х 750 мл |
2002 |
28139 |
15633 |
-12506 |
-44 |
12 х 750 мл |
2004 |
31265 |
18759 |
-12506 |
-40 |
12 х 750 мл |
1990 |
16102 |
25011 |
+8909 |
+55 |
Что же произошло? Почему цены за столь короткий срок вернулись к разумным пределам? Куда девались безумные и неистовые азиатские покупатели?
Главной причиной разницы между ценами двух дней был провенанс между лотами, выставленными на продажу.
Здесь нужно напомнить, что значит понятие «провенанс». «Провенанс» — от французского слова «provenir» в значении «происхождение», «источник». Имеется в виду происхождение какого-то предмета и его предыдущее владение. Относится к большому классу вещей, начиная от художественных произведений, предметов антиквариата и кончая винами. Приводится обычно в аукционных каталогах и может значительно повысить цену произведения или товара. Если говорить о вине, то провенанс является основанием для оценки старых, выдержанных вин с точки зрения качества и рисков от покупки фальсификата. Порой внешне трудно определить предыдущую «жизнь» вина, правильность его хранения, частоту смены владельцев, условия, при которых вино транспортировалось. Надо помнить, что если вино было испорчено из-за неправильного хранения или плохой перевозки — оно никогда уже не вернется к здоровому состоянию! Идеальный провенанс — это когда вино имело только одного владельца и никогда не перевозилось. Такое возможно, если вино все это время пролежало в подвале производителя именно в тех условиях, в которых оно «родилось» и вызревало.
В Гонконге в первый день продавались вина только из подвалов производителя — Château Lafite-Rothschild. Это идеальный провенанс. Истинность, аутентичность, подлинность прежде всего ценятся в китайской культуре, да и в традициях других народов и стран. А вот во второй день торгов были представлены вина, которые также хранились в правильных условиях и о них внимательно заботились, но они не были из подвалов производителя, а предоставила их для торгов южнокорейская компания SK Networks. Эти вина только один раз поменяли владельца, что является весьма распространенным явлением на винных рынках, но они уже не обладали «девственностью» вин производителя. Что и отразилось на ценах.
Впрочем, можно допустить, что наиболее горячие и азартные покупатели «отстрелялись» в первый, наиболее престижный день, потратили предусмотренные для этих покупок средства и уже ко второму дню потеряли всякий интерес. Не было уже такого ажиотажа, драйва, да и не похвалишься перед друзьями суммами, уплаченными в первый день. Повторю еще раз: в Китае вино пока еще больше элемент престижа, имиджа, индикатор благосостояния, чем продукт для наслаждения и удовольствия.
Благосостояние китайцев быстро растет вместе с ростом национального валового продукта. А вот их умение оценить вино в бокале пока далеко позади от роста доходов. Эффективность работы различных обучающих программ, таких например, как SOPEXA из Франции, в конечном итоге привлекут равное внимание азиатских потребителей и к другим лучшим винам мира. Заоблачная цена Лафита не упадет до тех пор, пока достаточно большое число китайских потребителей не научится правильно идентифицировать, заказывать и покупать вино. А это требует времени.
*Напомним, что до сих пор аукционный рекорд принадлежал бутылке того же Лафита урожая 1787 из скандально знаменитой «Джефферсоновской коллекции», которая 5 декабря 1985 года на аукционе Кристис была куплена за 156450 американских долларов владельцем журнала «Форбс» Малькольмом Форбсом. Правда с учетом 25-летней инфляции сумма выросла. Подлинность этой бутылки, как и всей коллекции, до сих пор вызывают острые дискуссии. Кроме того, содержимое ее давно пропало, а проданная сейчас бутылка находится в идеальном состоянии и доставлена прямо из подвалов хозяйства.
Материалы по теме:
Lafit-Chateau
Lafite по-китайски
Учет традиций
Без рубрики . |