Злополучный магнум 1921

Large_chateau-petrus

Что такое мюнхенская дегустация? В чем обвиняют винного адвоката Роберта Паркера? Кто такие секс-парни? И что за вино, подлинное или фальшивое, получило сто баллов от знаменитого винного критика?

 

В последнее время увеличивается число материалов на тему фальсификации редких вин и их реализации через известные аукционные дома. Интерес к этой теме был подогрет известным американским винным коллекционером Биллом Коком (см. материалы «Сутяга Кок», «Дело Билла Кока»). При помощи экспертов он обнаружил в своей винной коллекции, состоящей из 40 тысяч бутылок довольно много подделок или, скажем так, подозрительных экземпляров. Причем все эти вина были приобретены законным образом через самые известные винные аукционы. После этого Билл начал «крестовый поход» против фальсификаций на рынке тонких и дорогих вин. Он заявил, что нынешний аукционный рынок полон мошенников и шарлатанов и сильно «загрязнен» подделками. Среди прочих мер, предпринятых им в этом направлении, были и многочисленные иски, которыми он буквально засыпал суды США. Пока он «успешно» их проигрывает, но «дело» его не пропало даром — он поднял мощную волну, заставив аукционные дома более тщательно отбирать вина для аукционов. А при малейшем сомнении в их подлинности — снимать с торгов. Опять же и другие обладатели винных раритетов стали внимательно изучать свои «сокровища» на предмет, а не были ли заплачены огромные деньги за «пустышку».

Известный винный обозреватель Майк Штайнбергер (Mike Steinberger) из интернет-журнала Slate также не остался в стороне от общей тенденции и недавно опубликовал свое собственное расследование, касающееся причин и последствий появления на рынке значительного количества винных подделок. Правда, в отличие от всех предыдущих подобных публикаций, в материале Майка всплыло имя Роберта Паркера. Но давайте по порядку.

Розничная виноторговая компания Royal Wine Merchants расположена в нью-йоркском районе Манхеттен и образована в 1990 году. Один из ее основателей — Даниэль Оливейрос (Daniel Oliveros), гражданин Венесуэлы, другой — Джефф Соколин (Jeff Sokolin), имеющий русские корни. В виноторговых кругах они известны как «секс-парни», поскольку часто описывали вина свои вина как «сексуальный сок».

Клиентская часть их винного магазина, выходящая на улицу, ничего особенного не представляла, но вот задняя половина, где хранились вина, напоминала, по высказыванию одного из репортеров The New York Times, пещеру Али Бабы. Она была набита редчайшими и очень дорогими винами, если судить по этикеткам, которые были на бутылках. На репортера особое впечатление произвел тот факт, что кто-то из грузчиков магазина удобно устроился на ящиках с бесценными винами из Бордо для того, чтобы съесть свой обед.

Наличие огромного количества великих вин из Бордо и Бургундии сразу сделало Royal Wine Merchants любимым местом для винных коллекционеров. Oливейрос и Соколин быстро прославились и благодаря проведению роскошных дегустаций, которые могли начинаться рано утром и продолжаться до поздней ночи. На таких дегустациях легко открывались десятки вин-икон, как если бы это были рядовые и недорогие экземпляры. Оба они вели роскошный образ жизни, характерный скорее для владельцев заводов-пароходов, нежели чем для обыкновенных розничных виноторговцев: останавливались в шикарных отелях, нанимали лимузины и… без всякого трепета открывали редкие бутылки с вином стоимостью в тысячи долларов, что вызывало различного рода толки и подозрения. Где они берут деньги для такой жизни? И более важный вопрос — где они берут все эти вина?

Оливейрос успел жениться на порнозвезде Savanna Samson, что несомненно добавило его образу интриги. Но больше всего «секс-парней» выделяли их практически безграничные запасы редких и старых вин, многие из которых были в крупноформатных бутылках. Они любили бомбардировать своих клиентов факсами с описанием недавних приобретений: большое количество бутылок вина Latour легендарного урожая 1961 года, или магнумы (1,5 л) Mouton Rothschild исключительного 1945 урожая, двойной магнум (3 л) Cheval Blanc еще одного легендарного урожая 1949. Все это выглядело слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Но так было, пока на светлом горизонте процветания Royal Wine Merchants не появился вышеупомянутый Билл Кок. В одном из своих судебных исков против аукционного дома Christie’s Билл утверждал, что Оливейрос и Соколин были напрямую связаны с известным немецким коллекционером из Мюнхена Харди Роденштоком.

Именно с магнумом Château Pétrus 1921 в руках Билл красуется на обложке декабрьского номера журнала Wine Spectator, большая часть которого посвящена теме подделки вин. 

В поданном Коком иске против Christie’s утверждается, что мюнхенский коллекционер поставлял сотни бутылок вина в США, большинство из которых были раритетными, через Royal Wine Merchants. Причем эти количества были столь значительными, что это дало повод экспертам предполагать, что многие из них или почти все были подделками. Так в период между 1998 и 2008 годами Харди Роденшток поставил Royal Wine Merchants 818 бутылок вина, в основном крупноформатных, которые еще более редки, чем вина в таре стандартного объема 750 мл. В это количество входят 101 (!) магнум Pétrus 1961, 101 (!) магнум Latour 1961, 80 магнумов Mouton Rothschild 1945 и т.д. По подсчетам Кока, если эти вина были подлинными, то они должны были стоить порядка $8 миллионов. Сразу столько редких вин в одних руках? Маловероятно! Однако, несмотря на единство мнений по этому вопросу, в суде пока так и не было доказано, что эти вина были поддельными.

Мюнхенская дегустация

Среди этих вин был и магнум Château Pétrus 1921 в связи с которым в иске упоминалось имя Роберта Паркера, наиболее влиятельного на сегодняшний день винного критика в мире. Как так произошло? Дело в том, что Харди Роденшток также любил устраивать просто фантастические по щедрости и роскоши винные дегустации. Одна из таких состоялась в Мюнхене в 1995 году.

Это мюнхенское действо, проходившее в отеле Königshof, продолжалось три дня и было одним из самых пышных мероприятий, когда-либо организованных Роденштоком. Впервые на подобное мероприятие ему удалось заполучить сразу двух признанных мировых критиков — Хью Джонсона из Британии и Роберта Паркера из США. Оба они старались всячески избегать подобных мероприятий, подчеркивая свою независимость. Годом раньше Паркер уже встречался с Роденштоком и нашел его не соответствующим тем отрицательным характеристикам, которыми он награждался.
«Человек необычайного шарма и грациозности. Он настоящий ценитель вина в полном смысле этого слова, невероятно знающий и щедрый (он не брал деньги за участие в своих мероприятиях). Его страсть к истории вина, к великим мировым винам неопровержима», — писал Роберт в своем бюллетене Wine Advocate.

На дегустации 1995 в Мюнхене. На переднем плане  (слева) Харди Роденшток и Роберт Паркер (справа) , чуть вдали, слегка наклонив голову — Хью Джонсон. © Slate

Во время данной дегустации Роденшток устроил завтрак из «дофиллоксерных» вин, который включал 16 экземпляров, созданных еще до нашествия филлоксеры на виноградники Европы: Chateau Ausone 1874, Chateau Rausan-Segla 1847, Château d’Yquem 1811 и 1847 и т.д.
Магнум Château Pétrus 1921 был представлен в основной части мероприятия. В своем бюллетене позже Паркер напишет:
«Во время полета из Мюнхена в Балтимор по завершению мероприятия, я установил свой личный рекорд по количеству выпитой минеральной воды. Сказывалось обилие потребленных красных вин старых урожаев…Это были три великих дегустационных дня, три дня суперблюд и атмосферы винного товарищества, которую когда-либо мне пришлось испытать…Состояние бутылок было исключительным. Их аутентичность возраста проверял и подтвердил сам Майкл Броадбент».

Паркер вместе с сотрудниками Royal Wine Merchants. © Royal Wine Merchants

В своем последующем издании справочника «Bordeaux» Паркер отдельно поблагодарил Харди Роденштока и включил в него несколько дегустационных описаний и оценок на основании своих впечатлений от вин данного мероприятия. Нужно добавить, что на этом же мероприятии присутствовали и небезызвестные Оливейрос и Соколин.

Вину Pétrus 1921 года Паркер поставил максимальную оценку в 100 баллов по используемой им шкале, при этом описания этого вина просто изобиловали восторженными эпитетами: «Вино не из нашей Вселенной!» или «Одно из сладчайших, невероятно богатое, плотное, сочнейшее из вин, какое мне приходилось когда-либо пробовать».

Хотя до указанной дегустации Паркер никогда не пробовал вин этого урожая, он был абсолютно уверен, что то вино, которое он дегустировал, было подлинным. Правда, в 2007, давая интервью канадской газете Globe and Mail, он сделал оговорку, что возможно вино было поддельным. Было ли это вино настоящим или фальсифицированным, но поставленные 100 баллов спровоцировали на него невероятный спрос. Даже если предположить что этот Pétrus 1921 был поддельным, то какое же вино было налито в бутылку, которую дегустировал Паркер, если он дал столь лестные характеристики? Значит, это тоже было великое вино? Опыту и знаниям Роберта стоит доверять, но какое же вино тогда он пробовал?

Руководство Pétrus заявляет, что в те годы в хозяйстве не использовались крупноформатные бутылки. Но надо иметь в виду, что часть вина урожая 1921 года хозяйство продало как виноматериал виноторговцам, которые уже сами разлили его по бутылкам и приклеили этикетки. В 1920-х вина Pétrus рассматривались как повседневные, которые надо потреблять молодыми. У них не было сегодняшнего ореола славы и ажиотажного спроса, а значит не было стимула использовать крупноформатные бутылки.

Тем не менее, одобрение Паркера работало на это вино. В 1991 году (еще до мюнхенской дегустации) двойной магнум (3 л) Pétrus 1921 на аукционе Christie’s был продан за $6,800. Потом появились оценки Паркера этому вину и в 2000 году Эрик Гринберг (см. материал «Торги и подделки») заплатил уже $10 000 за простой магнум. А в октябре 2005 года аукционный дом Zachys устроил торги из коллекции этого самого Гринберга в количестве 17 тыс бутылок. В этих торгах участвовал и Билл Кок, который среди прочего приобрел и магнум Pétrus 1921, за который он заплатил уже $29500. Именно с этой бутылкой в руках Билл красуется на обложке декабрьского номера журнала Wine Spectator, большая часть которого посвящена теме подделки вин.

Через несколько месяцев после своей покупки Кок, беспокоясь о подлинности своих последних приобретений, послал этот магнум в Бордо непосредственно в шато Pétrus для установления подлинности вина. Ответ оттуда пришел обескураживающий — скорее всего это подделка. Пробка была несоотвествующей длины, а капсула на ней и бумажная этикетка были искусcтвенно «состарены», чтобы придать внешнему виду бутылки характерные черты «почтенного» возраста. В последовавшем судебном иске Кок обвиняет Гринберга в том, что тот, зная о подделке, тем не менее выставил это вино на торги. Кок утверждает, что это вино Гринберг приобрел у компании Оливейроса и Соколина Royal Wine Merchants. Если это действительно так, то где Royal взял эту бутылку? Ответ напрашивается — у Роденштока.

Магнумы Petrus, которые сервировались на дегустации Роденштока в Мюнхене. © Slate

На следующий год после знаменитой «мюнхенской дегустации» Паркер снова встретился в Роденштоком на вечеринке по случаю его 55-летия, которая проиходила в Нью-Йорке. Компания была небольшой, всего 10 человек, среди которых были и Оливейрос с Соколиным. Роденшток привез на это мероприятие редкие вина бордоских производителей. Позже Паркер принимал участие и в некоторых других дегустационных мероприятиях, устраиваемых  Оливейросом и Соколиным. Можно предположить, что там Паркера угощали подлинными винами, а вот поддельные реализовывались для людей с менее продвинутыми и развитыми вкусовыми рецепторами, чем у Роберта. Этот дуэт старался всячески подчеркнуть и прорекламировать свою дружбу с Паркером. Даже сегодня на сайте Royal Wine Merchants выложены фото, где Паркер позирует в обнимку с владельцами.

По мере того как начали распространяться слухи о том, что у вин Роденштока трудно определить историю их происхождения, а значит есть подозрение в их подлинности, Паркер стал удаляться от Харди. Однако нынешние обвинения Кока против Royal Wine Merchants невольно поднимают вопросы: а не использовали ли Оливейрос, Соколин и Роденшток преимущества от своих связей с Паркером для продажи поддельных вин? Если это так, то угощали ли они Паркера настоящими или поддельным винами, чтобы получить его высокие оценки, которые бы впоследствии помогли реализовывать фальсифицированные вина на рынке, прикрываясь авторитетом Роберта? Многие смотрят на Паркера как на некий ориентир, и если вы видите на фотографии, как он обнимается с этими ребятами, для большинства это будет очевидным намеком на то, что этой компании можно доверять.

Намеренно или нет, но Паркер помог Royal Wine Merchants продавать им вина и многие из них, как это выяснилось в последствии, оказались поддельными. Нет никаких свидетельств, что Паркер умышленно участвовал в этом или знал о существовании цепочки по распространению подделок, но, будучи вовлеченным в дружбу с этими людьми, он не желая того способствовал коррумпированию рынка тонких и редких вин. А ведь по иронии судьбы именно Паркер уже давно выставляет себя «адвокатом и защитником потребителей».

Наверняка, это не последняя страница в длинной эпопеи возникновения подделок в мире дорогих вин и их последующего разоблачения. Впереди много интересного и мы внимательно следим за этим.

 

 

Справчная информация:

Харди Роденшток (Hardy Rodenstock), настоящее имя Мейнхард Герке, родился в декабре 1941 года. Его родители, Альфред Герке и Лидия Ристау, познакомились в небольшой польской деревеньке годом раньше, где Альфред в невысоком чине занимался обеспечение поставок для немецких войск, вошедших в Польшу согласно «Пакту Молотова-Риббентропа». В дальнейшем биография Мейнхарда ничем не отличалась от его сверстников: школа, техническое училище, издательское дело, а затем успешный бизнес в музыкальной индустрии. В это время он и берет себе псевдоним Харди Роденшток. Будучи музыкальным издателем, он получал хорошие гонорары, которые позволяли ему жить  беззаботно. У него появилась возможность дегустировать вина великих урожаев 1921 и 1961 годов, которые в то время можно было легко найти на аукционах.

Легкое увлечение винами постепенно превратилось в страсть и дело всей его жизни. В конечном итоге Харди собрал значительную коллекцию очень редких вин, среди которых преобладали вина в бутылках нестандартных размеров. Славился Роденшток и еще одним своим качеством – он устраивал грандиозные дегустации вин не беря при этом со своих гостей никакой платы.

Но, пожалуй, наибольшую славу (в дальнейшем оказавшуюся негативной и cработавшей против него) принесло ему обладание так называемой «Джефферсоновской коллекцией». В апреле 1985 года он сообщил, что в его руки попала коллекция вин XVIII века и, судя по гравировке на бутылках, она принадлежала президенту США Томасу Джефферсону. В дальнейшем часть этой коллекции была реализована аукционным домом Christie’s не без помощи знаменитого английского критика Майка Броадбента, часть разошлась по частным собраниям другими путями. Четыре бутылки из этой коллекции со временем оказались и в винных подвалах «возмутителя спокойствия» Билла Кока.

 

 

Материалы по теме:

Сутяга Кок

Дело Билла Кока

Торги и подделки

Без рубрики .